пятница, 23 июля 2010 г.

Джоконда, по мемуарам Паоло Ломаццо.

"Джоконда"

История Лувровской картины.

  Самого начала знаменитая картина Леонардо да Винчи, которая находилось во Франции, была известна как Джоконда (Gioconda), и была упомянута в 1625 году знатоком творчества Леонарда, итальянцем Кассиано дель Поззо (Cassiano del Pozzo), при каталогизации коллекции произведений в собственности королевской семьи во дворце Фонтенбло, и сделал ряд описаний и других картин Леонардо. Кассиано дель Поззо видимо не зря называет эту картину именно как "Gioconda", а не Моной Лизой или иначе, видимо были основания считать эту картину именно так.
 
  Дальнейшем, видимо королевская семья желая узнать о личности модели, были сделанны попытки её идентификации, поскольку установить точно не получилось из всех известных моделей Леонардо, то её назвали "куртизанкой", поскольку по-итальянски «Джоконда» означает «веселая, игривая женщина», а распущенные волосы в те времена носили только девочки или женщины легкого поведения. Не случайно именно в то время появились первые копии обнаженной «Джоконды», видемо пологая, что на картине изображена некая любимая куртизанка, возможно самого Леонарда. Куртизанок называли проституток, работавшей в высших слоях общества, что тогда было обычным делом.

  В следующем столетии знаток искусства Пьер-Жан Мариэтт (Pierre-Jean Mariette 1694-1774), назвал её "Моной Лизой", по видемому связывая название "Gioconda" с её мужем - "Leonardo undertook to execute, for Francesco del Giocondo, the portrait of Mona Lisa, his wife; and after toiling over it for four years, he left it unfinished; and the work is now in the collection of King Frances of France, at Fontainebleau." (Giorgio Vasari: Life of Leonardo da Vinci 1550). Так картина изначально называвшая Джокондой стала Моной Лизой, и преобрела модель в лице Лизы Герардини - поскольку действительно не порядок, есть картина но нет модели, так Пьер-Жан Мариэтт стал самым известным и уважаемым знатоком, и был центральной фигурой в художественной культуре Париже на протяжении десятилетий. Ведь ему одному удалось разгадать тайну модели картины, которым другим было не под силу. 
  P.S.  - есть якобы упоминании картины с названием - "Ла Джоконда", которое упоминается в 1525 г. в списке среди картин, наследия художника Салаи, который оставил своим сестрам в Милане. На самом деле как оказалось, чиновник, который написал этот список картин, называет её как La Honda, или как La Onda  - "Волна".

Расшифровка терминологии "Gioconda".

  Говоря о картине "Джоконде", но уже не от фамилии заказчика Франческо дель Джоконде, а от названия - поскольку по-итальянски «Джоконда» означает «веселая, игривая женщина», и
переводится с итальянского слова gioco -как "игра".


Описанием картины "Джоконда".

  На сегоднейший день сохранилось единственное достоверное историческим свидетельство с описанием картины "Джоконда", от Паоло Ломаццо, который указывает в своём трактате о живописи, скульптуре и архитектуре (1584 г.), на то, что Леонардо да Винчи сделал два различных портрета Джоконды и Моны Лизы.
 
  Если есть на самом деле вторая картина, которую упоминает Ломаццо, называя её Джокондой, то тогда почему Джорджо Вазари не упоменает её в своих трудах? Многие сторонники версии Моны Лизы, списывают на то, что Мона Лиза и Джоконда одна и таже картина, связывая их от фамилии мужа Лизы Герардини, или же указывают на то, что Вазари не видел сам портрет Моны Лизы, и поэтому описывает её якобы с чужих слов, поэтому сделанное описание Моны Лизы так мало схоже с этой картиной. Но сторонники версии Моны Лизы забывают, что Вазари посетил в 1566 г.(перед выходом 2-го издания своих «Жизнеописаний»), Франческо Мельци, того самого, который видел настоящую картину Джоконду своими глазами, но после встречи с ним, Вазари внес во второе издание своего труда изменения, касающиеся последних дней жизни Леонардо, а вот описание истории создания портрета Мона Лизы не было затронуто.
 
  Так почему Вазари не упоменает иную картину с названием Джокондой, в отличии от Паоло Ломаццо? Ответ может в том, как отмечают его современники, Вазари к тому времени был весьма высокомерным (став очень богатым, при этом не имея и гроша за душой, очень этим гордился).
  Вот, что пишет Вазари о Франческе Мельци после встречи с ним "Большая часть этих рукописей об анатомии человека находится в руках мессера Франческо да Мельцо [29], миланского дворянина, который во времена Леонардо был прекраснейшим отроком, очень им любимым, так же как ныне он—прекрасный, благородный старец, дорожащий этими бумагами и хранящий их как реликвию вместе с портретом божественной памяти Леонардо".  Вазари не упоминает талант Мельци, в отличии от Паоло Ломаццо, который восхваляет его как выдающегося миниатюриста.

 - "Точно так же некоторые рукописи Леонардо находятся в руках... [30 - пропуск у Вазари] миланского живописца, все написанные почерком справа налево и являющиеся рассуждениями о живописи и способах рисовать и писать красками [31- речь идет о знаменитом сочинении Леонардо «Trattato della Pittura» — «Трактате о живописи», напечатанном впервые в Париже в 1651 г.]. Помянутый живописец недавно приезжал во Флоренцию повидаться со мной, желая напечатать этот труд, и повез рукописи в Рим для осуществления издания. Что, однако, из этого получилось, мне неведомо."
  По моему мнению — этим "миланским живописцем" , мог быть только Паоло Ломаццо, который будучи другом Мельци, вызвался помочь ему в публикации Леонардовского "Трактата", над которым Мельци работал оставшуюся жизнь. Как видим :-( гений Вазари послал Ломаццо на три буквы - в Рим, в одно место, где рукописи успешно и пропали.
  P.S. - самое раннее печатное издание «Трактата» на итальянском и французском языках датируется 1651 г., благодаря усилиям Кассиано дель Поццо. По неизвестным причинам оно основывается не на труде  Мельци, а на каком-то сокращенном варианте, происхождение которого неясно. И только в 1817 году вариант Мельци был обнаружен в Ватиканской библиотеке и «Трактат» напечатан в том виде, в котором известен теперь.

 
Ломаццо называет её, весенняя Джоконда.

  Паоло Ломаццо, не только свидетельствует, что Леонардо да Винчи создал две картины: Джоконда и Мона Лиза.  Но и ещё сообщает некоторые подробности, указывая на то, что лицо Джоконды выступает для него в весенней обстановке, а на другой картина где изображена Мона Лиза - называет её неаполитанкою. (известно, что Лиза Герардини не является истенной флорентийкой, посколько её родители не задолго до её рождения перехали во флоренцию).
Это очень важное замечание, Ломаццо видимо не зря упоминает обе картины вместе, но разделяя их называя Мону Лизу - неаполитанкой, а Джоконду - весной, тем самым говоря на то, что картина Мона Лиза написана как и положено с натуры, с  Лизы Герардини, а вот картина с названием Джоконда - написано уже виде некой весенней фантасмагории.
 
  Теперь осталось понять, что же имел ввиду Паоло Ломаццо указывая что лицо Джоконды выступает для него в весенней обстановке? Возможно смысл этого, надо искать в аналогии, и чтобы понять это, надо перенестись в эпоху Леонарда, где и находим картину знаменитого флорентийского художника Боттичелли - «Весна» (1477-8 г.)
"Весна"
На картине «Весна», в центре изображена богиня любви Венера, справа Зефир(холодный весенний ветер, настигает нимфу Хлорис. Та сбегая от него и превращается во Флору, Весну. Боттичелли изображает два отдельных мгновения в рассказе Овидия: преследование Хлорис Зефиром и ее последующее превращение во Флору. Поэтому одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Боттичелли изобразил сцену из «Фасты» Овидия, Флора говорит, что она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Пораженный страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, и дарит ей красивый сад, в котором правит вечная весна. (википедия - ru.wikipedia.org/wiki/Весна)

 Многие художники времён  Леонардо да Винчи, посвящали свои картины на темы сюжетов метаморфозы Овидея - Даная, Флора, Леда и так далее. Леонардо также являлся поклонником творчества Овидия с его метаморфозами. Именно благодаря знакомству с его трудами, он  увлекся идеей создания летательного аппарата по мифу Дедала и Икара - сперва разработал полёт на примере летающего человека (Икара), при помощи крыльев приводимых в движение мышечной силой человека.
  Леонардо да Винчи также посвятил и ряд картин на тему метаморфоз, одна из них "Леда"(миф о том как бог Зевс превратился в образ лебедя и овладел Ледой.)

  Так, где же искать - эту весеннию Джоконду, о которой сообщает Паоло Ломаццо?
 
Читайте далее:

Комментариев нет: